События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

«Гид из прошлого» изменит наш взгляд на работу музеев

Проект музея «Иднакар» стал победителем грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» ежегодно проводит благотворительный фонд предпринимателя Владимира Потанина. У конкурса необычный логотип - квадрат, выходящий за границы других квадратов. Для участников конкурса современный музей - не синоним мумификации. Если приложить крупицу изобретательности - сюда придут не только школьники. Музей может быть и местом по-настоящему острых эмоций для каждого из нас.

На конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» поступило 428 заявок из более чем 50 регионов России. В полуфинал было рекомендовано 53 проекта, из которых экспертный совет  выбрал 19

победителей. В их числе – проект музея «Иднакар» «Гид из прошлого».

 

Наш ответ черным копателям

Музей «Иднакар». На фоне экспозиции «Городище Иднакар IX-XIII веков» я беседую о проекте «Гид из прошлого» с заведующим отделом археологии музея Александром Деминым и педагогом физико-математического лицея Натальей Криницыной. Наталья – координатор проекта, Александр – его автор. Они приступят к его реализации в сентябре.

- Городище Иднакар - бренд Глазова. Но недалеко от города расположены другие, менее изученные археологические памятники. Нас заинтересовал Кушман (ближайшая деревня Озерки Ярского района), - рассказывает Александр. – С 2011 года он является объектом пристального внимания ученых. В него входит городище Учкакар, несколько селищ - древних деревень, могильник. Городище Учкакар известно с ХIХ века. Первые раскопки проводились в 1930-м году. В конце двухтысячных глазовский историк Андрей Кириллов обнаружил, что археологическому памятнику грозит разрушение – здесь вольно себя чувствовали черные копатели – на месте вскрытого могильника валялись кости, фрагменты артефактов… Тогда и было принято решение - Учкакар нужно сохранить!

Поговорим?

Как это сделать? Александру и Наталье пришла такая идея - детально реконструировать внешность человека чепецкой культуры.

- Любой современный музей должен визуализировать, - считает Александр. – Например, показывать, как на городищах протекала жизнь. Но за древними предметами не всегда видно древнего человека. Мы планируем реконструировать и «оживить» его, чтобы он стал гидом, экскурсоводом. Как профессиональные гиды понимают историю, так они ее и преподносят. А тут - беспристрастный рассказ человека тысячелетней давности. О чем он может поведать? О своей жизни, быте… Поэтому проект и называется «Гид из прошлого».

Я теряю корни…

- У меня, как педагога, есть и другой интерес. Проект направлен на детей, молодежь. Мне хочется, чтобы у них появилось ощущение связи с предками, - рассказывает Наталья.  – Много раз замечала, как школьники странно реагируют на простые исторические вопросы. Спрашиваю: кто из вас причисляет себя к финно-уграм? Отвечают: мы - нет, мы – русские. Хотя в жилах русских часто течет финно-угорская кровь.

Наталья протягивает заранее приготовленные альбомные листы, на них ее подопечные рисовали портрет предков.

- На моих занятиях школьники изучали, например, какие лица были у древних финно-угров: расширенные скулы, маленький подбородок, низкое переносье, - продолжает Наталья. – Все, что дети узнали, старались изобразить на портрете.

- А я чем-то на древнего человека похож! – говорили после занятия некоторые дети.

Здорово, что мне удалось восстановить ниточку, связывающую школьников с их предками. После запуска проекта таких ниточек будут сотни, тысячи.

Не знаешь? Додумай!

- Кто и как будет воссоздавать облик средневекового человека?

- Антропологи  - по костям, археологи – по вещам, - говорит Александр. - Что не восстановимо – например, цвет глаз и волос - «додумает» общественность. Проведем голосование через СМИ и социальные сети. Детали внешности гида из прошлого определят жители республики, а возможно, и страны. Голосованием люди назовут и имя древнего человека. Затем мы «оживим» его с помощью компьютерной анимации. Дальше героя можно превратить в голограмму или сделать персонажем компьютерной игры. Но технологии не так важны - гораздо интереснее отклик общественности.

 - У меня есть догадки насчет цвета волос. Скорей всего, общественность проголосует за рыжий цвет.

- Мой прадедушка работал врачом, - рассказывает Наталья. - В двадцатых годах прошлого века в Глазовском районе он провел антропологические исследования и выяснил, что в районе проживает целых шесть процентов рыжеволосых людей, в основном удмуртов. Это высокий процент, у русских этот цвет волос встречается в шесть раз реже. Но повторюсь: каким будет гид – решит общественность. Скажу одно – опрос будет проходить в форме игры.

- На каком языке будет говорить гид?

- На русском и удмуртском. С научной точки зрения, на Учкакаре жили предки удмуртов и коми. Говорили они на языке, который сегодня не сохранился. У этих племен были родовые знаки – зачатки письменности, но язык восстановить по ним нельзя.

 Новая жизнь

Учкакар – ровесник Иднакара. Они относятся к периоду расцвета чепецкой культуры. Структура, культурный слой, найденные в земле артефакты – по всем направлениям городища похожи, как два брата-близнеца. Единственное отличие – Иднакар в два раза крупнее своего собрата.  

- Нам бы очень хотелось верить, что наш древний человек бывал в гостях у своего родственника, жившего на Иднакаре, - говорит Наталья. – С исторической точки зрения, это возможно. Расстояние между двумя городищами – менее пятидесяти километров. Проект будет интересен не только жителям Ярского района, но и Глазова. Хотя для жителей деревни Озерки, он, наверное, будет более важным. Судите сами: в деревне живет около двухсот человек, школа закрылась. Ощущение, что оглянуться не успеешь - и молодёжи здесь совсем не останется. Проект может сплотить местных жителей, дать деревне новую жизнь. Это одна из его главных целей.

- Мы недавно были в Озерках, - говорит Александр. - Сельчане интересуются раскопками. Подкармливают археологов – молоком, зеленью, стряпней. Я третий год участвую в раскопках на Учкакаре и впервые задумался: наверное, люди, жившие в этих местах тысячу лет назад, были такими же гостеприимными.

Атмосферу распечатаем!

По словам моих собеседников, скорее всего, в этом году раскопки на Учкакаре завершатся. Все, что найдут ученые, – передадут в глазовский музей «Иднакар».

- Мы хотим в Озерках открыть музейную комнату. В ней воссоздадим материальный мир древнего человека – сделаем копии построек и найденных на Учкакаре предметов, - рассказывает Александр. - Это можно сделать, например, на 3D-принтере. Планируем подключить к этой работе школьников, студентов-историков, реконструкторов. Все должно основываться на четких исторических данных. Надеемся, проект даст развитие удмуртским историческим реконструкторам. Если говорить про чепецкую культуру – воссоздавать ее сложно. У нас почва сильно отличается от, например, той, что в Новгородской области, органика истлевает. Но, уверен, по крупицам нам удастся воссоздать ту атмосферу.

P.S.

За победу в конкурсе Александру и Наталье вручили увесистый стеклянный куб с логотипом конкурса.

- Мне до сих пор интересно: как в куб поместили надпись? Он из цельного стекла, - рассуждает Александр. – Зато это еще одно доказательство того, что невозможное - возможно!

 

Иди и смотри!

Название ряда чепецких городищ происходит от имен их основателей, например, легендарных батыров Идны и Донды. Учкакар выделяется на их фоне. В удмуртском языке есть глагол «учкыны» – смотреть. Исследователи этих мест предполагают, что здесь находился наблюдательный пункт. Учкакар расположен в самой нижней части Чепцы недалеко от впадения ее в Вятку. Дальше удмуртских городищ нет. Все, кто шел на судах со стороны Вятки, сразу оказывались в пределах видимости учкакарцев, которые тотчас зажигали сигнальные костры и оповещали жителей вышерасположенных поселений о чужаках. До наших дней хорошо сохранились и видны крепостные валы и рвы, высота которых достигает 2,5-3 метров.

 

 

 

Комментировать
  • Комментариев не оставлено. Вы можете быть первым
Яндекс.Метрика