События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

Глазов. Город-сад.

Каким видят город молодые урбанисты

Команда авторов и инициаторов проекта «Глазовский Горсад» сообщила о новых планах по благоустройству города. На этот раз глазовские активисты решили взяться, по их словам, за вещи более важные и насущные. А именно – за самую загруженную и востребованную территорию города – автомобильно-пешеходное кольцо по периметру центральной части площади Свободы.

Три любимых зоны

- Территория выбрана не случайно, - рассказывает инициатор проекта Валентин Наговицын. – Мы провели полное исследование местности вокруг площади Свободы в радиусе километра. Проанализировали транспортные и пешеходные потоки. Рекреационные зоны и районы подтопления. «Точки притяжения» и активности глазовчан. И выделили три зоны, наиболее популярные среди горожан: это площадь Свободы, первая набережная и пустырь.

Благодаря инициативности ребят и федеральной программе «Комфортная городская среда», на набережной нынче будет реализован проект Горсад. Что касается площади Свободы – ее центр был реконструирован в 2011 году, а вот зона по ее периметру остается неблагоустроенной. Для команды Горсада, горячо болеющей за родной город и свой проект, этого недостаточно.

Визитная карточка

- Площадь Свободы является визитной карточкой и лицом города, одной из главных туристических точек притяжения с максимальной концентрацией исторических архитектурных объектов. Более того, вместе с набережной они образуют историческую территорию Глазовского городского сада. Но что мы видим сейчас? По периметру площади – это сплошной асфальт с глубокими парковочными карманами, без четких регламентов движения автомобилистов и пешеходов, с неудобным расположением остановок общественного транспорта. Из-за ошибок планировки вода с тротуаров во время дождей не уходит в ливневку, а образует лужи и грязь. Поэтому мы решили что-то менять. И подготовили заявку для участия во всероссийском конкурсе Минстроя России на лучший проект благоустройства малых городов. Если наш проект выиграет грант, город получит на благоустройство площади сто миллионов рублей. Пустырь же мы выносим на перспективу благоустройства из-за его затопляемости по весне. Здесь все будет зависеть от дальнейших финансовых возможностей города.

Не машины, а люди

Концепция благоустройства площади, которая будет участвовать в конкурсе Минстроя России, была подготовлена архитектором Горсада Иваном Ковалевым. Разумеется, весь проект был также заранее согласован со специалистами управлений архитектуры, капитального строительства и ЖКХ администрации города. Они же помогали ребятам в подготовке заявки на конкурс.

Предпочтение в концепции благоустройства кольца команда Горсада отдает на приведение в порядок именно пешеходного трафика. Молодые люди предлагают сужение проезжей части и расширение тротуара – практика, широко применяемая сейчас в больших городах. Она как бы подтверждает простую истину: город не для машин – он для людей.

- Вспомните реконструкцию Москвы с Садовым и Бульварным кольцом, Тверской улицей. Раньше это были десятиполосные дороги без озеленения. Бедные пешеходы ютились на тротуаре и создавали живую пробку. Сейчас же это комфортные улицы, которые возвращены к их первоначальному историческому виду. Пешеходная часть стала местом, где люди могут идти, общаться и получать удовольствие от прогулки. Эту задумку мы и хотим воплотить в нашем городе.

- А сужение проезжей части не создаст на площади транспортный коллапс, угрозу для водителей и пешеходов?

- Нет. Чрезвычайных сужений не будет, все рассчитано в соответствии с ГОСТами. Движение просто станет более предсказуемым. Я бы, наоборот, даже выделил такой плюс – чем меньше у автомобилистов пространства для маневров, тем спокойнее они будут проезжать по центральной части города. А это успокоит трафик, исключит спонтанные перестроения с полос и повысит безопасность пешеходов. Было также предложение полностью сменить дорожный трафик: пустить машины не по кольцу, а напрямую – с Кирова на Толстого. Но тогда получается очень сложный узел с мостом. И для этого требуется серьезное транспортное исследование. Поэтому для конкурсной заявки мы решили просто оптимизировать пространство, а не категорично что-то менять.

Вместе с горожанами

Идеи для оптимизации пространства команда Горсада почерпнула из собственного опыта, из практики больших городов, ну и, конечно, от самих глазовчан. Перед построением концепции благоустройства ребята провели среди жителей города видеоопрос. Спрашивали, что их не устраивает на данной территории, что хотелось бы изменить. Ответы зачастую дублировались – надо постелить брусчатку, посадить деревья, организовать, наконец-то, велосипедные дорожки, поставить у здания кинотеатра остановку с крышей от дождя и снега.

- Отрадно, что глазовчане видят город таким, каким видим его мы. Особенно молодежь, - говорит Валентин. – В своей концепции мы в первую очередь предлагаем досадить деревья на площади и по ее периметру – рассматриваем липы, которые должны оживить пространство. Планируем размещение велосипедных дорожек. Создание благоустроенной остановки с навесом для «Сапсана», где также может располагаться уличное кафе. Хотелось бы также организовать пространство у Пассажа: с сухим фонтаном и малыми архитектурными формами. Здесь же расположить остановку и пешеходный переход к будущему Горсаду, а то сейчас люди в попытках сэкономить время буквально бросаются под колеса. Преобразовать зону у кафе «Минутка». А остановку до Адама превратить еще и в площадку для уличной торговли: уверены, здесь бабушки смогут найти своего покупателя.

Цель проекта горазда шире

- Но хочу отметить, что это всего лишь концепция развития, - продолжает Валентин. – Не надо воспринимать ее в штыки, это не окончательный вариант, а концептуальное решение, которое показывает наше видение. Если проект все же выиграет грант, многие вещи по части организации пешеходного пространства будут пересматриваться, будут рассмотрены различные транспортные решения.

Конкурсная заявка от Глазова уже отправлена в Минстрой России. Итоги конкурса подведут 1 июня. Если все сложится успешно, то к концу 2019 года наш город получит обновленную площадь Свободы. Не просто картинку, которая красиво смотрится с квадрокоптера, а уютное и комфортабельное общественное пространство для горожан.

- Цель проекта – помимо создания красивой и уютной территории для жителей города и привлечения туристов, сократить отток населения. Молодежь прекрасно видит в соцсетях, какая среда в других городах. Современному поколению нужно что-то новое. Они понимают, что стабильность – это хорошо, но развитие – это еще лучше. И мы предлагаем свой вариант развития внешнего облика города.

Глава одобряет

Вариант благоустройства площади от команды Горсада одобрил и глава Глазова Олег Бекмеметьев. Он всецело поддерживает инициативу глазовских активистов.

- Проект привлекает многими аспектами. Во-первых, расширить пешеходный трафик – это инновация для такого города, как Глазов. Пока что подобный проект был полностью реализован только в Москве. Это позволит сделать центральную площадь удобной и комфортной для всех категорий горожан – и для пешеходов, и для велосипедистов, и для родителей с колясками. Во-вторых, наличие в проекте велосипедных дорожек. Если все пройдет удачно, будем и дальше развивать эту идею. В-третьих, это полностью инициатива молодежи. В отличие от других проектов, представленных на конкурсе, инициативный характер со стороны глазовских урбанистов – это наша изюминка. Проект является ярким примером взаимодействия городской власти с активистами. Хотелось бы, чтобы и бизнес-сообщество ответило активностью на наши действия. Чтобы они увидели, что помогая нам благоустраивать пространство, они помогают городу, жителям и самим себе.

Ну а пока держим за ребят кулаки. Будем надеяться, что благодаря таким инициативам в городе не останется пустырей и асфальтовых пустошей, а будет больше зелени и островков комфорта. А концепция «Городской сад» перерастет в нечто большее – в общегородскую концепцию под названием «Глазов. Город-сад».

Комментировать
  • CA4OK
    23:00 05.05.2018|00
    При рассмотрении плана возникает вопрос: - А как из 3-х полос движения на участке перед мостом (после слияния кольца с ул.Толстого) сделали 4 полосы? Требования ГОСТа при этом соблюдены?
    И что делать водителям, подъезжающим по этим 4-м полосам к перекрестку Кирова-Чепецкая-кольцо (у маг.Эдем)? С какой полосы куда ехать? Ведь даже сейчас, при 3-х полосах, некоторые водители не понимают направление движения и пытаются ехать прямо на ул.Кирова с правой(!) полосы...