События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

Насколько жизнь в Глазове изменила революция 1917 года?

Слишком дорого обходятся политические амбиции простому народу, - считает кандидат исторических наук Люция Волкова

Во вторник, 7 ноября, на сайте газеты состоялась, по нашему мнению,  одна из интересных конференций. Совпало всё: и тема масштабная - 100-летие революции 1917 года, и что ответы нашим читателям давала интересный эксперт, кандидат исторических наук, заведующая отделом истории Глазовского краеведческого музея Люция Аполлосовна Волкова. 

Даём итоги интернет-конференции. Как говорится, приятного чтения.

Сергей Логинов: 

- Кто в Глазове был «движущей силой революции»?

- Глазов отличался от многих уездов Вятской губернии своей «революционностью». К сентябрю 1917 года полсотни большевиков имели огромное влияние на население города.

Основной движущей силой являлись солдаты, мобилизованные на Первую мировую войну. (В периоды мобилизации население города возрастало вдвое). К ним присоединялись учащиеся, небольшой состав рабочих-железнодорожников.

Алла: 

- Что у Глазова общего с революцией?

- Глазов не оставался в стороне от революционных бурь. Более того, в сравнении с другими городами губернии (например, Сарапул, Вятка), Глазов оказался довольно «левым». Наличие сильной команды эсеров и большевиков сыграло революционизирующую роль в среде солдат. Именно они стали основной движущей силой в Глазове.

Иван: 

- Кто возглавил революционную/контрреволюционную власть в Глазове, что за личности, сохранились ли о них сведения?

- Из вопроса не понятно, о каком периоде революции идет речь. О Февральском? Об Октябрьском? Известно, что состав партийного бюро и исполкома Глазова и Глазовского уезда в эти периоды часто менялся. Исторически известны фамилии Адольфа Шульца, Михаила Драгунова, Даниила Сулимова, Ивана Попова и братьев Шубиных. В популярной краеведческой литературе о Глазове можно найти о них сведения.

О контрреволюционной власти в Глазове можно лишь отметить, что она формировалась в основном из представителей земской власти. Кстати, Вятская губерния в целом отличалась сильным «мужицким» составом (волостные начальники, учителя, земские врачи, агрономы), которые и в дореволюционный период защищали интересы простого народа. Февральская революция укрепила их сознание в правильности проводимой политики для народа. И они, очевидно, не могли сразу понять и принять классовые лозунги большевиков. Также не следует забывать, что, придя к власти, большевики предпочли ликвидировать своих партийных соперников. К сожалению, нам не известны судьбы таких деятелей февральского периода революции, как Пацианский, Инихов, Титлинов, Мазунин, Фадеев, Крылов и других.

Илья Смирнов:

- Как Красная гвардия забрала дом купца Колотова? Дом есть, наследники живы, хотелось бы подробностей.

- К сожалению, мне неизвестны документы, свидетельствующие об отнятии Красной гвардией дома купца Колотова. Могу предположить, что дом был изъят из частного владения в общем процессе национализации и реквизиции частной собственности горожан исполкомом Глазовского уездного совета рабочих и солдатских депутатов.

Светлана Кощеева:

- Где можно найти воспоминания участников событий из «белого» лагеря? Очевидцев событий именно в Удмуртии. Если они есть, то, как выглядело всё происходящее их глазами?

- Очевидно, найти можно в сети Интернет. Из последних научно-популярных изданий можно посоветовать сборник документов «1917 год в истории Удмуртии» Ижевск, 2017. В сборнике кроме официальных документов правого и левого толков можно найти и воспоминания очевидцев событий с обеих «сторон» революции. К сожалению, опубликованных материалов «белого» лагеря сохранилось очень мало. При установлении советской власти они большей частью были уничтожены. В фондах музея сохранились лишь небольшие фрагменты таких материалов.

Надежда:

- Возможна ли объективная оценка истории?

- Конечно, нет.

Олег Савин:

- Считаю тему конференции не полной. Нужно было прибавить и гражданскую войну, как следствие революции. Вы со мной согласны? Как гражданская война разворачивалась в Глазове? Чем завершилась? Какой след оставила?

- Совершенно с Вами согласна. Однако, Гражданская война, как следствие революции требует отдельной беседы. Хотите узнать больше – приходите на выставку «1917-й: перегоны времени».

И. Тайнов:

- Интересует золото Колчака, брошенное в окрестностях Глазова: быль это или вымысел?

- Конечно, вымысел (об этом неоднократно писал в глазовской печати известный краевед, сотрудник музея «Иднакар» Игорь Марков).

Саша Бармина: 

- Как революцию встретили в Глазове? Ей были рады или наоборот? Как революция отразилась на вашей семье?

- Опять нет ясности в вопросе: февральский период или октябрьский период? В фондах нашего музея сохранились воспоминания гимназиста Н. Лобовикова и солдата-новобранца И. Сысоева. Они восторгаются Февральским переворотом. Об Октябрьских событиях вспоминали Куликов и Иван Попов: это был их звездный час. Иных материалов нет.

Говоря о моей семье, могу утверждать, что революция (советская власть) мне, как удмуртке и крестьянке, дала всё – право на образование, право на развитие национальной культуры, на труд и социальные блага (возможность стать кандидатом наук, доцентом, работать в ВУЗе, музее)

Игорь Леонтьев: 

- Октябрь 1917 года — событие космического масштаба! Но праздновать в этой дате особо нечего и не отмечать нельзя. Как быть?

- Вопрос явно не ко мне. Тем не менее, мое личное мнение однозначно: проводить культурно-массовую и воспитательно-пропагандистскую работу.

Борис Г.: 

- А в Глазове в то время был свой Ленин (свой лидер)? Как его звали? Как сложилась его судьба?

- В советской краеведческой литературе в качестве лидера большевиков называют Ивана Попова. Советую познакомиться с трудами М.И. Буни.

Анна: 

- Что бы Вы посоветовали почитать или посмотреть об революционных событиях 1917 года? Каким источникам можно доверять? И как определить: этим доверяем, а этим нет.

- Очень сложно сходу ответить на этот вопрос. В историко-краеведческой литературе советского периода писали о большевиках и их подвигах. Однако революцию делали не только они. К сожалению, до сих пор источниковая база недостаточно объективна (да и существует ли абсолютный объективизм в таких сложных вопросах истории?). Могу порекомендовать последнее издание сотрудников республиканских архивов «1917 год в истории Удмуртии: Документы и материалы». Ижевск, 2017. Содержание опубликованных архивных документов многопартийно.

- Максим: Российская империя была обречена? Или революционные события можно было избежать?

Очень сложный вопрос. Вряд ли можно на него ответить лишь на глазовском примере. Да и хронологический размах предреволюционных факторов нужно расширить (вспомнить поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг., первую русскую революцию 1905-1907 гг., ход и результаты столыпинской аграрной реформы и отказ Николая II от сотрудничества с реформаторами, особенности социальной структуры российского общества и многие иные факторы). Однако, на мой взгляд, правы те историки, которые говорят, что Россия действительно была «беременна революцией», а оппозиционные силы и, прежде всего, лидеры революционного движения, не могли (да и не хотели) найти точки соприкосновения ни в одном злободневном вопросе. К сожалению, многое в истории происходит «по воле обстоятельств».

Александр Ескин: 

- Новости до нас доходили медленно, но от Февральской до Октябрьской революций чем и как жил Глазов?

- От Февральской до Октябрьской революции город бурлил. Революция предоставила свободу слова, печати, разрешила создавать общественно-политические организации. К примеру, в Глазове было создано: Глазовское культурно-просветительное общество удмуртов под председательством священника Преображенского собора В. Крылова. Общество издавало газету «Удморт» (первоначально – «Войнаысь ивор»= «Военный вестник»). Провело три делегатских уездных съезда, приветствовало революцию и призывало учить детей и проповедовать религию на родном языке народа.

Мария Иванова: 

- Есть ли исторические места (здания, например) в Глазове и районе, которые могут рассказать о событиях столетней давности? Что, увы, не удалось сохранить?

- Такие места, памятники, безусловно, есть. К примеру, купеческие дома, - архитектурные памятники. Но, к сожалению, городская власть и общество не всегда бережно относятся к их сохранению.

Инна Воронова: 

- Чему лично вас научила революция?

- Не нужно решать проблемы революциями. Слишком дорого обходятся политические амбиции «власть предержащих» простому народу.

Илья: 

- Знаю, что проводите экскурсии для школьников. Интересуется ли молодежь историей того времени?

- Отвечу тривиально: везде и всегда есть молодые люди, интересующиеся историей и в том числе историей революции, а есть такие, у которых одно упоминание о таком предмете, как история, вызывает аллергию. Меня радует и вдохновляет другое: на музейной выставке «1917-й: перегоны времени» некоторые «просыпаются».

Олег Борисов: 

- Можем ли мы извлечь уроки из прошлого, чтобы предотвратить новые катастрофы?

- Очень хочется на это надеяться.

Алексей: 

- Существовали ли в Глазове приверженцы партий: большевиков, меньшевиков, эсеров, кадетов и т.п.?

- Не просто существовали, а активно действовали и даже издавали свои газеты.

В период февральской революции представители левобуржуазного уклада жизни получали из Вятки проправительственные газеты «Вятский вестник», «Слово и жизнь». Газета глазовских социалистов-революционеров (эсеры) называлась «За землю и волю», народных социалистов-трудовиков – «Свободная трибуна». Даже учащаяся молодежь выпустила один номер своей газеты «Студиозус». Большевики свою газету назвали «Известия Глазовского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» (май-декабрь 1918 г.)

Света О.: 

- С какими мифами вам приходится сталкиваться о событиях столетней давности?

- Миф, что революции решат все социально-экономические и иные проблемы государства. Они лишь усиливают их.

Андрей Л.:

- Есть ли у революции скрытые «герои» - не такие распиаренные, как Ленин?

- Конечно, есть. В каждом регионе свои герои, - известные и малоизвестные. А Ленин, кажется, сегодня в число «распиаренных» никак не входит. Во всяком случае, молодежь его мало знает. Факт из экскурсии: после подробного рассказа о переходе власти из рук Временного правительства в руки большевиков, о II-м Всероссийском съезде советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 25 октября 1917 года показываю портрет Ленина. Старшеклассница у подруги в великом удивлении спрашивает: «Это Ленин, да?!»

А. Микрюков: 

- Чувствовались ли вдали от столиц революционные настроения?

- Смотря что понимать под революционными настроениями. Если речь идет о межпартийной борьбе, то да. Город, стоящий на ж/дороге и имеющий мобильную связь с центром страны и столицами, принимающий беженцев, раненых и военнопленных из западных регионов страны, просто не мог оставаться в стороне от происходившего «бурления».

Егор Н.: 

- Расскажите, как изменилась система власти после революции? Сколько времени понадобилось, чтобы были сформированы органы управления городом?

- После Февральской революции в Петрограде было создано Временное правительство либерально-консервативного направления (в него вошли кадеты, октябристы) и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов радикально-революционного направления (эсеры, меньшевики). Начался период двоевластия.

В нашем Глазове также одновременно работали Совет солдатских депутатов под руководством эсера Адольфа Иосифовича Шульца и Комитет общественных организаций, который возглавил кадет М. Титлинов (к сожалению, нам известны только инициалы последнего). Документы свидетельствуют, что деятельность Комитета находилась под неусыпным контролем Совета депутатов.

В Комитет вошли представители различных политических, национальных и общественных организаций города. Члены Комитета решали самые насущные повседневные проблемы города и уезда. В задачи Комитета входила охрана нового строя и проведение в жизнь распоряжений и законов Временного правительства о продовольственном деле, санитарно-гигиеническом состоянии и благоустройстве города. В компетенцию членов Комитета входила организация социально-культурных мероприятий, например, издание газет, чтение лекций, устройство библиотек и народного дома, контроль за работой кинематографа, борьба с пьянством и хулиганством. Решались ими и противопожарные меры, квартирный вопрос и многое другое.

Новые органы власти все делали для того, чтобы власть в стране перешла Всероссийскому Учредительному собранию, как парламентскому учреждению, которому присягали 12 марта 1917 года.

Комитет руководил разоружением городской и уездной полиции. Двадцать городских полицейских под руководством исправника Спичкина были обезоружены и отправлены в тюрьму. Впрочем, сидели там они не долго. Большая часть полицейских была призвана в армию и отправлена на фронт. Отобранные 249 револьверов, 144 винтовки и 204 шашки были переданы городской народной милиции, комиссаром которой стал Н. Инихов.

Городская дума приняла постановление о введении 8-часового рабочего дня на всех частных предприятиях города, и об оплате сверхурочного труда в полуторном размере. Думой также был создан уездный продовольственный комитет, взявший на учет все продукты, хранящиеся в купеческих складах и торговых лавках.

20 января (2 февраля) 1918 г. в Глазове собрался IV уездный съезд Советов, провозгласившего Советскую власть в Глазове и уезде. Решения рабоче-крестьянского правительства проводил в жизнь уездный исполнительный комитет (уисполком).

Новый исполком Совета возглавил большевик И.Я. Шубин. Исполком (с 6 отделами) проводил административно-управленческие преобразования. Начался постепенный процесс отстранения от власти старых институтов управления городом и уездом. До декабря выполнял свои полномочия уездный комиссар Временного правительства А. Белослудцев. В январе–феврале были распущены уездные земельные комитеты, расформированы воинские присутствия, сломана старая судебная система. 10 мая Городская дума под председательством А.И. Милославского была реорганизована в коллегию городского хозяйства.

Александр Калинкин:

- Как изменилась система образования после революции? Как стали обучать грамотности национальные кадры?

- Слишком объемная проблематика, чтобы ответить однозначно. Общими словами можно сказать следующее: государство ставило перед собой несколько задач: первая задача – сделать образование светским, общедоступным и бесплатным. Вторая задача – перестроить на новой идеологической основе. Образовательные учреждения стали государственными, были отменены национальные, сословные, религиозные ограничения в образовании.

Национальное образование получило карт-бланш: осуществлялось преподавание на родном языке, создавались словари, учебники, методические пособия, были выработаны правила правописания.

Другое дело, что разный уровень социально-экономического и культурного развития регионов не могли сразу унифицировать и внедрить в полном масштабе новую систему.

А вообще, советую самостоятельно обратиться к материалам Интернет, а лучше, - познакомиться с фундаментальными исследованиями современных историков. В частности, -«История Удмуртии: XX век». Ижевск, 2005.

 

Комментировать
  • Комментариев не оставлено. Вы можете быть первым
Яндекс.Метрика