События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

За ЖКХ присмотрит прокуратура

22 Нояб 2018 00.13 Автор: Инна Волкова Интервью 1734 2 0 0
На сайте нашей газеты состоялась интернет-конференция со старшим помощником прокурора Алексеем КНЯЗЕВЫМ. Тема разговора: "Полномочия общих собраний собственников МКД и жалобы на качество услуг ЖКХ".

 Публикуем поступившие вопросы на конференцию и ответы на них Алексея Князева.

1. Валентин Наговицын:

- ООО «УК» банкротится со 120 млн долгов. Деньги собраны с горожан, но подрядчики и РСО их не получили. Дома не содержались должным образом. Многие находятся в предаварийном состоянии. Их восстановление на плечах собственников, которые исправно платили, но не получали услуги надлежащего качества и объёма. Кто понесет ответственность за это?

А. Князев:

- Поясню, что в отношении ООО «Управляющая компания» решением Арбитражного суда УР от 18.07.2018 по делу №А71-22197/2017 введена процедура банкротства – конкурсное производство сроком до 18 января 2019 года. Конкурсным управляющим назначен Ахметгареев Р.З. В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с момента введения конкурсного производства полномочия руководителя переходят к конкурсному управляющему, который должен в установленный Арбитражным судом УР срок составить реестр требований кредиторов и провести инвентаризацию всего имущества, находящегося в собственности и пользовании юридического лица, а также принять меры к реализации имущества организации.  После проведения указанных процедур конкурсный управляющий представит отчет для утверждения на заседании Арбитражного суда УР. 

Органами полиции проводятся проверочные мероприятия, направленные на установление (опровержение) фактов наличия в действиях руководителей ООО «Управляющая компания» признаков умышленного доведения организации до банкротства. Окончательное процессуальное решение будет принято с учетом результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, который представит конкурсный управляющий.

    

 

2. Надежды Порошина:

- Мой вопрос аналогичен и относится к  ООО УК "ЭкоДом". 

А. Князев:

- Большинство домов уже приняли решение о досрочном расторжении договоров управления с ООО УК «ЭкоДом» и выборе другой управляющей организации, часть домов уже обслуживаются вновь избранными управляющими организациями. Глазовской межрайонной прокуратурой проводятся проверки деятельности ООО УК «ЭкоДом». По итогам проверки планируется направить материалы в ММО МВД России «Глазовский» для проведения процессуальной проверки. 

 

3 Алексей Сунцов

- Единая платёжка. Как остановить плату при оказании некачественной услуги, но при этом чтобы счета от добросовестных поставщиков услуг оплачивались в полном объёме?

А. Князев:

- При оказании услуг ненадлежащего качества необходимо фиксировать данный факт в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Необходимо вызывать представителей управляющей (ресурсоснабжающей) организации, составлять акт, после чего на основании указанного акта необходимо обратиться с заявлением о перерасчете платы. Зачастую граждане не желают это делать, ссылаясь на свою занятость или иные причины. После того, как будет выставлен счет, доказать факт оказания услуги ненадлежащего качество будет затруднительно. 

Обязанность по оплате услуг, которые оказаны качественно, предусмотрена для каждого собственника и нанимателя жилого помещения ст. 153 Жилищным кодексом РФ. В случае неоплаты единственным способом понуждения будет обращение в суд, если методы убеждения и призывы к совести не возымеют результата.  

 

4. Ирина Фокина:

-  Оплата жителей за вывоз мусора с 1 января 2019 года. Почему никто не учитывает мнение граждан по этому вопросу? Как относится прокуратура к тому, что эта статья расходов глазовчан вырастет в разы по сравнению с 2018 годом? На каком основании с жителей МКД хотят взимать по 7,54 руб. с квадратного метра? Это более чем в 2 раза превысит размер расходов с конкретного дома, который жильцы оплачивали в 2018 году. А размер платы за "Содержание и ремонт" для собственников не станет меньше?

А. Князев:

- Согласен, что введение платы за вывоз твердых коммунальных отходов с января 2019 года существенно увеличит и без того немалую финансовую нагрузку на каждого гражданина, поскольку мы ежегодно видим повышение тарифов на коммунальные услуги.  

В компетенцию Глазовской межрайонной прокуратуры не входит решение вопросов по утверждению тарифов, поскольку решение принимается на уровне Министерства строительства, ЖКХ и энергетики УР. 

Решение об организации работы по обращению с твердыми коммунальными отходами принималось федеральным законодателем и закреплено в Жилищном кодексе РФ. По аналогичной схеме приняли положения о региональном операторе капремонта, взносы на капремонт включили в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.  

 

 

5. Борис Новиков:

- Как показывает опыт, прокуратура реагирует на жалобы глазовчан, связанные с коммунальным хозяйством, только одним способом - пересылает обращения в администрацию города. И это не потому, что прокуратура не хочет работать, а потому, что таковы требования законодательства. Так ли это?

А. Князев:

- В силу положений ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» при осуществлении прокурорского надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные и муниципальные органы. 

По тем вопросам, которые отнесены к полномочиям муниципальных жилищных инспекторов, обращения направляются для рассмотрения в администрацию г. Глазова либо Глазовского района (в зависимости от территории предполагаемых нарушений). Законом УР от 30.06.2014 №40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору» органы местного самоуправления наделены значительном объемом полномочий по осуществлению государственного жилищного надзора. 

При повторном обращении (в случае бездействия жилищных инспекторов) либо неполучении ответа, несогласии с ответом органы прокуратуры проводят проверку по обращениям граждан и организаций.  

 

6. Агата Гатова

- А что там с общими собраниями МКД? Почему прокуратура решила о них поговорить? Вроде бы МКД - продвинутая форма руководства домов. Какие по ней вопросы?

- Участились обращения в прокуратуру с жалобами на незаконные решения общих собраний, поэтому и планировалось ответить на вопросы, какие именно решения вправе принимать общее собрание собственников МКД и каким количеством голосов принимается то или иное решение. К сожалению, в ходе конференции вопросы по этой тематике не заданы. 

7 Владимир Боженов:

- Вопрос оплаты за установку общедомовых счетчиков МУП в судебном порядке решен или повис в воздухе? Законны ли платежки, отпечатанные и отправленные Водоканалом населению города. Откуда у них персональные данные для отправки платежек? Наш дом –Революции, 21.

А. Князев:

- Насколько мне известно, МУП «Водоканал» такие платежные документы не рассылал, летом собственники многоквартирных домов в г. Глазове получали платежные документы от МУП «Глазовские теплосети». 

По результатам проведенных проверок прокурором в МУП «Глазовские теплосети» внесено представление об устранении нарушений закона, а также возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ. Меры прокурорского реагирования приняты в связи с выставленными в платежных документах требованиями об уплате пеней (процентов). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 05.09.2018 юридическому лицу МУП «Глазовские теплосети» назначен административный штраф в сумме 20 000 рублей. По результатам обжалования указанного постановления Арбитражный суд УР оставил его без изменения.   

Еще раз напоминаю, что собственники МКД обязаны оплатить стоимость общедомового прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, которые установлены МУП «Глазовские теплосети», а также стоимость услуг по его установке,  так как это общедомовое имущество. Если такой прибор учета еще не установлен, собственники вправе его установить самостоятельно. Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». 

Для составления платежных документов МУП «Глазовские теплосети» заключили договор с МУП «ЖКУ», в рамках которого последнее по заданию МУП «Глазовские теплосети» напечатало платежные документы по каждому собственнику помещений в МКД. Само МУП «Глазовские теплосети» сведениями о собственниках жилых помещений не обладает. 

 

8. Вопрос от жителей дома №25 по Карла Маркса (поступил в редакцию по телефону). 

- Мы обслуживались в управляющей компании жэк №5, теперь перешли в жэк №3, ремонта подъездов не было 25 лет. Так как на счете нет денег, ремонт подъездов не делают, на общем собрании работники жэка сообщили, что ремонт могут сделать за счет дополнительных средств, собранных с собственников. Кровля на доме разрушается, разрушаются лоджии, необходимо решать вопрос, но из всех инстанций одни отписки.

А. Князев:

- Во-первых, вам необходимо определить, какие виды работ относятся к работам текущего и капитального ремонта. Для этого необходимо изучить приложения № 7 и №8  Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».   

Виды работ, относящиеся к капитальному ремонту, с указанием периода их выполнения, указаны на сайте регионального оператора – Фонда капитального ремонта УР в программе капитального ремонта. 

Ежегодно управляющая компания отчитывается перед собственниками за выполненные работы и израсходованные средства на содержание и ремонт общего имущества дома. Данный отчет должен быть размещен в сети интернет и, как правило, вывешивается на информационных стендах в подъездах. С указанными отчетами вправе ознакомиться каждый собственник. 

Во-вторых, в вашем доме должен быть выбран совет дома, который в соответствии со статьей 161.1 Жилищного кодекса РФ осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества. 

Если управляющая организация не выполняет надлежащим образом работы по содержанию общего имущества дома, указанный факт необходимо фиксировать, после чего требовать перерасчета средств. 

Гражданским и Жилищным кодексами РФ обязанность по содержанию имущества возложена на собственников, поэтому только собственники могут повлиять на работу управляющей организации, осуществлять контроль за расходованием средств, что в конечном итоге позитивно скажется на состоянии всего дома.        

 

9. Вопрос от жильцов дома №38 по улицеТолстого, подъезд №5.

- 31 октября 2017 года из-за аварии на стояке пострадали четырехкомнатные квартиры. В выдаче акта жэк №3 отказал. Сейчас собственники судятся с компанией. Как заставить управляющую компанию выдать акт?

А. Князев:

- Обязанность по составлению акта о затоплении лежит на управляющей организации в силу положений Правил предоставления коммунальных услуг от 06.05.2011 N 354. Из  вашего вопроса следует, что собственники уже подали исковые заявления в суд (я понимаю, о взыскании причиненного ущерба). Акт вам нужен в качестве одного из основных доказательств в обоснование заявленных требований. Если вы не смогли истребовать указанный документ самостоятельно, при рассмотрении дела в суде вы вправе на основании статьи 57 Гражданского процессуального кодекса РФ заявить ходатайство об оказании содействия в получении доказательств и истребовании его судом.

 

10. Керова Юлия Павловна:

- Я живу по улице Буденного, дом 5, кв. 12. Два года безуспешно обращаюсь в жэк №3 с требованием исправить ситуацию, в результате которой потолок в моей ванной постоянно мокрый. Сотрудники жэка поднимаются к соседям сверху, видят, что там сухо, и уходят. Скажите, куда обращаться, чтобы исправить ситуацию?

А. Князев:

- Вам необходимо проверить соединения инженерных систем водопровода либо канализации, которые могут находиться в межэтажных перекрытиях. Для этого сотрудник управляющей организации, в вашем случае МУП «ЖКУ», вправе провести такую проверку. Для этого необходимо обратиться с заявлением в МУП «ЖКУ», если не будет принято мер, обращайтесь в жилищную инспекцию либо напишите заявление в прокуратуру. 

 

11. Вопрос поступил по телефону:

- Мы живем в доме с печами Сущевского. В 2019 году наш дом попадает под программу капремонта в связи с заменой кабеля, ведущего до квартирных щитков. Однако в нашем доме есть неплательщики за капремонт. Мы хотим на общем собрании жильцов поставить вопрос о неподключении нового кабеля к квартирам неплательщиков. Правомочно ли будет такое решение общего собрания?

А. Князев:

- Общее собрание собственников дома принять указанное решение не вправе. Если в вашем доме сбор средств за капремонт осуществляется на счет регионального оператора (общий котел), он обязан принимать меры к неплательщикам. Если же в вашем доме открыт спецсчет, владелец специального счета (жилищный кооператив, товарищество собственников жилья, управляющая компания либо региональный оператор – см. в ст. 175 Жилищного кодекса РФ) в судебном порядке может взыскать задолженность с неплательщиков. Отключить от электроснабжения может только ресурсоснабжающая организация при наличии задолженности с предварительным уведомлением собственников. 

 

12. Борис Новиков:

  - В СМИ часто размещаются материалы, которые противопоставляют интересы автовладельцев и «безлошадных» жителей города. Камнем преткновения является отсутствие достаточного количества мест парковки личного автотранспорта. Однако в своде правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в п.п.11.19, 11.20 приводятся конкретные требования к организации в муниципальных образованиях необходимого количества стоянок для постоянного и временного хранения индивидуальных легковых автомобилей. На мой взгляд, эти требования не выполняются, что и приводит к дефициту мест для парковки и социальному недовольству.

Может ли прокуратура по своей инициативе провести проверку выполнения требований СП 42.13333.2011, определить наличие или отсутствие проблем с местами для парковки, а при действительном недостатке мест для парковки обязать администрацию принять меры?

А. Князев:

- Действительно, проблема с парковками стала актуальной и для такого небольшого города, как Глазов. С 1 июля 2017 года введен в действие СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция. В связи с этим требований, которые указаны в вашем вопросе, в актуализированной редакции СП не предусмотрено. В приложении «Ж» к указанным СП приведены рекомендованные нормы расчета стоянок автомобилей только лишь у общественных зданий и сооружений. 

Земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, а также прилегающие к дому дворовые территории размежеваны. Собственники МКД на общем собрании могут принять решение о создании на принадлежащем им земельном участке парковочных мест (стоянок) за счет собственных средств.   

13. Борис Новиков:

 - Наш дом оборудован коллективным прибором учета потребления электроэнергии. Пока МКД обслуживала ООО «Управляющая компания»  расчет потребления электроэнергии на содержание общего имущества происходил в соответствии с требованиями «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов», т.е. на основе показаний коллективного прибора учета. Однако год назад мы поменяли УК на МУП «ЖКУ», которая стала игнорировать факт наличия коллективного прибора учета и расчет потребления электроэнергии на СОИ производит на основании нормативов. Точнее, само наличие прибора учета МУП «ЖКУ» не опровергает, но расчеты по нему производить не хочет, т.к. якобы жители МКД не провели собрание и не дали соответствующего распоряжения.

Являются ли требования п.44 указанных правил и п.2 ст.13 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении…» обязательными (безусловными) для управляющих компаний или действительно по какому-то нормативному документу требуется решение собрания собственников помещений в МКД?

А. Князев:

- При наличии общедомового прибора учета электрической энергии управляющая компания не может по своей инициативе не принимать во внимание его показания, поскольку в силу приведенных вами положений ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» расчет должен производиться именно по показаниям ОДПУ. Возможно, прибор учета не прошел поверку, имеет какие-то недостатки, которые не позволяют корректно отражать фактическое потребление. В таком случае сама управляющая компания должна провести его поверку, принять меры к корректной работе прибора учета, поскольку он является общим имуществом МКД. Решения общего собрания собственников МКД для того, чтобы производить расчеты на основании общедомового прибора учета, не требуется. Сам по себе факт ввода в эксплуатацию прибора учета влечет необходимость начисления платы на основании его показаний.      

14. Борис Новиков:

-  Согласно п.2 ст.154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Т.е. при наличии отдельной платежки от УК собственники жилых помещений должны видеть только единственную строку с выставленной суммой – за содержание жилого помещения. Однако МУП «ЖКУ» и, как я считаю, все остальные УК нарушают положения ЖК РФ и начисляют плату за холодную, горячую воду, электричество и водоотведение, потребляемые на СОИ, дополнительно к оплате содержания жилого помещения. Это нарушение имеет массовый характер, однако администрация города этого факта «не замечает», явно пользуясь тем, что законом УР №40РЗ от 30.06.2014г. органы местного самоуправления наделяются полномочиями по контролю только за установлением размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения и за коммунальные услуги. Контроль за незаконными дополнительными начислениями поверх платы за жилое помещение этим законом никому не делегированы. Хотя по заявлениям отдельных жителей проводятся проверки, но только по этим отдельным адресам, не более. Устранением нарушения ЖК РФ в целом администрация города не занимается, вся надежда только на прокуратуру.

Может ли прокуратура по своей инициативе выступить от имени всех жителей города и инициировать полную проверку всех УК, добиться выполнения требований законодательства и обязать УК произвести перерасчет?

А. Князев:

- Согласно п.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

На основании вышеизложенного управляющие организации выставляют собственникам платежные документы, в которых согласно п. 69 Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, указывается информация на оплачиваемый месяц:

1. наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;

2. объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг;

3. объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг;

Также согласно п. 70 Правил 354 в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками. Таким образом, в силу вышеприведенных норм указание платы за услуги на общедомовые нужды должно производиться отдельной строкой. 

Проверки в рамках 40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» могут проводить муниципальные жилищные инспектора на основании поступающих заявлений, в том числе по вопросам начисления платы за коммунальные услуги. Поэтому органы местного самоуправления принимают решение по результатам проверок только в рамках заявления, которое подлежит рассмотрению, выйти за пределы которого они не могут. 

С учетом вышеперечисленного оснований для проведения проверки всех управляющих организаций в настоящее время по указанным в вопросе доводам нет.

 

Комментировать
  • CA4OK
    21:14 27.11.2018|00
    На 12-й вопрос ответ неверный! Согласно п.11.32 СП42.13330.2016 в зонах жилой застройки следует предусматривать стоянки для хранения легковых автомобилей населения из расчета 1.2 машиноместа на квартиру (для эконом класса). Про использование для этого отмежеванной придомовой территории ни слова не говорится - это все фантазии ответчика.
  • CA4OK
    21:16 27.11.2018|00Редактирован: CA4OK 20:04 06.12.2018
    На 14-й вопрос ответ можно кратко выразить так - Администрация не может проводить проверки без заявления, поэтому и прокуратура не будет! Да и ссылка на ст.79 "Правил предоставления коммунальных услуг населению..." дана не по теме вопроса - там говориться только об отоплении. Т.е. фактически ответ А.Князева это юридически неграмотная отписка!
Яндекс.Метрика