События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

Обратная сторона билета

Какими предстают глазовчане в глазах кондукторов

Не так давно наша газета провела интернет-конференцию с глазовским филиалом «Удмуртавтотранса». Разумеется, за зиму у глазовчан «накипело», и они вполне справедливо «выпустили пар». Пожаловались и на автобусную тряску, и на хаотичное расписание движения автобусов, и на неудобство пролегающих по городу маршрутов. Вот только одна жалоба меня крайне удивила. А именно – гневные и, как мне кажется, не совсем справедливые нападки на кондукторов. Словно сами глазовчане ведут себя в транспорте идеально…

Хозяйки в красных жилетах

Сама я ежедневно наворачиваю круги на общественном транспорте. Узнаю бодрое или усталое ворчание каждого автобусного двигателя. И каждого кондуктора тоже знаю в лицо. За последние два года всего лишь два работника в красных жилетах «Удмуртавтотранса» показались мне немного грубоватыми. За семьсот дней и буквально за полторы тысячи поездок, из сотни кондукторов, работающих в Глазове, только у двух я обнаружила низкую культуру обслуживания. Думаю, довольно неплохой показатель.

- Кондуктор я уже больше года, и сразу скажу - работа у нас не из легких, - делится с нами Екатерина, которую после интернет-конференции и словесной атаки со стороны глазовчан душит обида за всю ее рабочую братию. – Но больше всего ужасает отношение горожан к нам - кондукторам. Хотя мы такие же обычные люди – к тому же, женщины. Есть среди нас мамы, которые почти не видят своих детей, потому что вечерние смены кончаются заполночь, а утренние начинаются, когда большинство горожан еще досматривает сны. Пенсионерки, работающие только для того, чтобы помочь материально своим внукам. Молодые девушки, которым больше некуда устроиться... И все мы стараемся выполнять нашу работу хорошо.

Не спи, улыбайся!

Выясняю – за день через салон городского маршрутного автобуса проходит около тысячи человек. Количество пассажиров зависит от маршрута, дня недели, часа пик и даже от погоды. И к каждому из вошедших обязательно подойдет кондуктор. Может, не всегда улыбнется, но обязательно «обилетит».

Кстати, работа кондуктора начинается в пять, а то и в четыре часов утра. Кто живет на окраинах города – на ногах уже и вовсе в полчетвертого ночи. Мне сразу вспомнилось пожелание глазовчан – кондукторы, будьте вежливыми и улыбчивыми, особенно с утра. Не знаю, насколько широко можно улыбаться, просыпаясь в такую рань.

- За нами заезжает автобус, везет в всех в АТП, бежим в кассу, хватаем сумку, билетно-учетный лист и терминал. Проходишь контроль у медиков и снова бежишь в автобус, чтобы уже выйти на маршрут. И только после этого начинаются суровые будни кондуктора – работа с глазовчанами.

Какие бывают зайцы

Екатерина рассказала много любопытного о работе кондуктора и о жителях города и района, которых им приходится обслуживать. Говорит, на работе превращаешься в Шерлока Холмса: у тебя развивается наблюдательность, ты запоминаешь каждое лицо и его частые передвижения. В подтверждение отметила, что чаще всего видит меня на десятом маршруте – и не ошиблась. Вот это феноменальная память на лица!

- Нам попадаются разные кадры, - продолжает Екатерина свой рассказ. - Причем, больше всего чудят Штанигурт, Аэродром и пассажиры первого маршрута. Встречаются детки-хитрецы с поддельными удостоверениями многодетных семей. Старички, косящие под дурачков. Спорщики, уверяющие, что они уже заплатили. Таких потенциальных зайцев мы вычисляем сразу – они пытаются скорее протиснуться между пассажирами или делают вид, что уснули на сидячих местах.

Умники и умницы

Также некоторые глазовчане банально не знают, как положено вести себя в общественном транспорте. Кладут сумки, рюкзаки, пакеты на сиденья, а сами стоят, занимая и сидячее, и стоячее места. На просьбу убрать сумку – скандалят, звонят диспетчерам, жалуются. А в итоге слышат с той стороны трубки те же слова.

Грешат собачники, которые часто провозят питомцев без намордников. Говорят – моя собака добрая! Не понимают, что даже самая добрая собака может оскалиться и укусить, если ее внезапно тряханет или кто-то нечаянно на лапу наступит. Намордник в автобусе – это, прежде всего, правило безопасности пассажиров! Но собачники этого не понимают, сколько не объясняй…

А еще есть умники, которые принципиально машут кондукторам денежкой с конца салона. Приучены глазовчане, что это кондуктор должен за ними бегать. Хотя по правилам, пассажир сам должен подойти к кондуктору и оплатить проезд. И только потом искать в автобусе свободные места.

Почему рыбаки надувают губы

Также выясняю – жители нашего города не знакомы с правилами перевозок багажа. Чаще всего в эту категорию попадают рыбаки и огородники.

По правилам, если длина, ширина и высота вашего багажа в сумме превышают 120 сантиметров, надо платить за его перевозку. Вот только желания это делать у глазовчан практически нет – они лучше обидятся и начнут скандалить!

- Одно время воевала с огородницей - она все время землю перевозила в огромной котомке! – делится кондуктор первого маршрута Елена. - В первую поездку я ее пожалела и сделала предупреждение. Но она и в последующие поездки нос от оплаты воротила, еще и принципиальной меня назвала. Не понимают они, что в первую очередь нас подставляют. Зайди в автобус контрольная проверка, и нас премии лишат. А оклад у кондукторов невелик

Но чаще всего обижаются на блюстителей автобусной справедливости любители зимней рыбалки. Особенно, когда кондукторы делают замечания, что острые лезвия ледобура надо возить в чехлах. А ведь одно резкое торможение – и человека покалечить можно. Но рыбаки только сильнее хмурят брови и надувают губы. Или ответят еще что-либо обидное.

То яма, то канава – водитель ни при чем

Еще кондукторов ругают за то, что автобусы по расписанию не ходят. Буквально в прошлые выходные доезжаем на пятерке до остановки у сыгинской церкви. Залезает там бабушка в платочке с толпой страждущих и на всю ивановскую кричит:

- Вы зачем людей на улице морозите? Мы тут стоим, ждем, а вы почему не едете?

- Вы меня не ругайте, - спокойно отвечает кондуктор Ольга. - Наш автобус по расписанию идет. А по поводу других – звоните диспетчерам.

Но бабушке явно не до каких-то там диспетчеров. Ей не объяснить, что кондукторы не виноваты, что впереди идущие автобусы куда-то «слились». Вместо этого она еще добрых пятнадцать минут причитает на весь автобус. Смотришь на них и думаешь – вроде как в церкви смирению и терпению учат?

Но самое частое обвинение, которое звучит со стороны пассажиров: «Вы чего нас словно дрова везете?» Вот тут даже у меня слов нет, чтобы ответить. Какие могут быть возмущения в сторону водителей и кондукторов, когда глазовские дороги – отнюдь не шелковая лента? Первые держатся за баранку и пытаются не угодить в яму. Вторые бегают по салону и с ловкостью жонглеров обилечивают злопыхателей. И как еще с ног сами не валятся – не понимаю…

К тебе и вернется

Кстати, сколько езжу на автобусе, замечаю: даже ворчунам и скандалистам всех мастей и разновидностей Екатерины, Ольги и Елены стараются говорить «пожалуйста» при выдаче билета, помогают взобраться в автобус и сойти с него старушкам с клюкой, обмениваются шутками с юморными глазовчанами.

- А как же иначе? Хоть нас и ругают, мы любим свою работу. Здесь и люди, и общение, и постоянная энергетика. И далеко не все кондукторы – люди, так сказать, необразованные. Среди нас есть бывшие банковские работники, заведующие, бухгалтеры… Жизнь заставила их придти на такую работу. Ведь сколько предприятий в городе закрылось, сколько людей уволили.

Точно так же не все наши пассажиры – зайцы, желающее прокатиться на «халяву». С некоторыми мы часто делимся личными проблемами, вспоминаем смешные случаи, даже небольшими подарками обмениваемся. И, правда, стараемся проще относиться к замечаниям людей. Но порою такие замечания бывают до ужаса обидными…

Из разговоров с глазовскими кондукторами начинаешь понимать, что хочется им только одного – нормального к себе отношения со стороны пассажиров. Чтобы люди на мгновение поставили себя на их место, хотя бы в самые хмурые и пасмурные будни. Ведь что ты посылаешь или желаешь людям, то и возвращается взамен. И кондукторы в этом случае – отнюдь не исключение.

По каждому случаю отказа провоза пассажира по социально-проездному билету, грубости водителя или кондуктора сообщить можно по телефонам 2-16-80, 6-67-65 или оставить сообщение в социальной сети «ВКонтакте» и на сайте ОАО «Удмуртавтотранс». Здесь же можно прочитать правила перевозок в городских маршрутах.

Комментировать
  • Комментариев не оставлено. Вы можете быть первым
Яндекс.Метрика