События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

Энергия юга

Как я побывала в сердце ядерного реактора

Когда-нибудь, лет через сорок, буду хвастаться внукам, что в молодости я побывала в самом сердце ядерного реактора. Может, где-то приукрашу для пущей убедительности или, наоборот, местами умолчу: например, про то, что энергоблок атомной станции на тот момент лишь строился. И только наши читатели будут знать, как оно было на самом деле.

Миллиардный масштаб

В нашу редакцию пришло приглашение на пресс-тур от Госкорпорации "Росатом". Мероприятие, подтверждающее действующую политику информационной открытости предприятий "Росатома" и призванное осветить значимые социальные проекты и достижения атомной отрасли. Так что в пресс-тур мы отправились не одни, а вместе с журналистами из городов и регионов присутствия атомной отрасли: Красноярска, Томска, Санкт-Петербурга, Смоленска, Удомли, Саратова, Челябинска, Воронежа, Москвы, Екатеринбурга.

Чем решила поразить акул пера Госкорпорация "Росатом"? Мощью энергетического центра юга страны – городом Волгодонск, окруженным Сальскими степями и связанным водными путями с пятью морями: Белым, Каспийским, Черным, Азовским и Балтийским. А если быть еще точнее - волгодонским заводом "Атоммаш" (филиал акционерного общества "АЭМ-Технологии", входящего в структуру "Росатома") - крупнейшим производителем оборудования для атомных электростанций, и Ростовской атомной электростанцией, где подходит к завершению строительство четвертого энергоблока, масштаб которого оценивается общей стоимостью в 82 миллиарда рублей.

Гиганты нефтегазового сотрудничества

Кстати, "Атоммаш" - крупнейшее в стране производственное объединение атомного энергетического машиностроения. Завод начал свою работу еще в 1976 году и с тех пор является ключевым поставщиком оборудования для атомных электростанций как нашей страны, так и стран зарубежья.

В 2012 году завод вошел в машиностроительный дивизион "Росатома" и в условиях рыночных отношений стал многопрофильным: здесь теперь не только собираются реакторы - сердце любой атомной электростанции, но и идет производство технологического оборудования для нефтегазовой, теплоэнергетической и металлургической промышленности. Так, в производстве завода находятся две колонны для нефтеперерабатывающих заводов компании "Газпромнефть", трубопроводная арматура для компаний "Газпром" и "Транснефть", сваи морской платформы "Лукойл" для нефтедобывающей платформы на месторождении имени Юрия Корчагина в Каспийском море.

О фантастике и дежавю

Шестьсот тысяч квадратных метров составляет общая площадь производственных площадей предприятия. Захочешь - за день не обойдешь, и даже рабочие вынуждены передвигаться по корпусам либо трусцой, либо на велосипеде. Но поскольку у журналистов велосипедов при себе не оказалось, нас отвели в не столь отдаленный (но, чуть ли, не важнейший) корпус по изготовлению ядерного оборудования.

Только представьте: грандиозное пространство, высочайшие потолки, необъятные металлические конструкции. Фантастика! Разумеется, все это произвело на нас большое впечатление - кто-то даже сравнил производство с кинофильмами про космические корабли и футуристическое будущее. А у меня эта картина вызвала ощущение дежавю - на мгновение показалось, словно я вновь очутилась в стенах одного из цехов нашего Чепецкого механического завода. Даже пахнет так же – сваркой и металлом.

Что заказывает Индия

Первое, что сразу бросилось в глаза - прямо в корпусе преспокойно гуляет стайка кошек. Никто их не прогоняет, и сами они не суются, куда не попадя. Словно, как и рабочие завода, выучили технику безопасности наизусть.

- У вас тут, видимо, энергетика очень хорошая - и физическая, и психологическая, - шутят журналисты.

- Это просто издержки производства, - подыгрывает нам директор по производству Виталий Шишов.

Он же рассказал, что сейчас "Атоммаш" занят изготовлением корпуса для самого мощного в мире научно-исследовательского реактора на быстрых нейтронах, который будет работать на научном предприятии в Димитровграде. Вес готового корпуса составит 83 тонны, длина превысит 12 метров, диаметр - 4 метра. Работа с размахом, как и любой поступающий на предприятие заказ. Кроме того, здесь собирают сразу несколько парогенераторов для индийской атомной станции "Куданкулам", производятся реакторы для Балтийской АЭС.

- Продукция "Атоммаша" в разное время поступала на многие атомные электростанции, в том числе на Балаковскую, Крымскую, Белорусскую, - продолжил директор по производству. – Собственно, наш завод и сейчас способен изготавливать оборудование для любой атомной станции мира.

Электричество для Крыма

Кстати, реактор для Ростовской АЭС, на которой мы побывали уже днем позже, делали тоже на "Атоммаше". Первый реактор выпустили спустя шесть лет после начала стройки тогда еще Волгодонской атомной электростанции. А в 1986 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, строительство было прекращено. В результате и объемы производства на «Атоммаше» упали. И лишь в 1999 году, когда экономическая ситуация улучшилась, стройка была разморожена. С 2001 по 2010 годы станция так и носила название «Волгодонская АЭС», но с пуском второго энергоблока была переименована в «Ростовскую».

Сегодня станция состоит из трех энергоблоков, здесь эксплуатируются реакторы типа ВВЭР-1000 с номинальной электрической мощностью тысяча мегаватт. А электрическая мощность трех действующих энергоблоков составляет в сумме 3,1 гигаватт – этого хватает, чтобы обеспечить электроэнергией Волгоградскую и Ростовскую области, Краснодарский и Ставропольский края, а также Крым, который испытывает серьезные проблемы с электроснабжением.

- На данный момент эта станция - одно из крупнейших энергетических предприятий на юге страны, - рассказывает главный специалист Волгодонского филиала инжиниринговой компании Александр Галкин. - С вводом в эксплуатацию четвертого энергоблока появятся дополнительные мощности для бесперебойного обеспечения электричеством Крыма и всего юга России.

Заблудиться в подводной лодке

Конечно, на территорию запущенных энергоблоков нас не пустили, а вот по строительной площадке почти готового четвертого энергоблока, где пусконаладочные работы уже вошли в финальную стадию, провели целую экскурсию. И если территория цехов "Атоммаша" напоминала больше территорию космического корабля, то атомная станция больше похожа на подводную лодку – такие же железные туннели, длинные трубы, непроницаемые двери.

Вот только если у лодки есть свои физические пределы, то электростанция кажется чем-то абсолютно беспредельным. Здесь и заблудиться можно с легкостью. Собственно, как сказал Александр, недавно так и произошло - две девушки из группы зарубежных журналистов (которые, как и мы, приезжали на пресс-тур) потерялись в бесконечных коридорах строящегося энергоблока. Запаниковали, но нашлись. Поэтому, чтобы не повторить той же ошибки, Александр во время экскурсии постоянно оборачивался и проверял, не забыли ли кого…

Кстати, иностранцы на стройке четвертого энергоблока - явление нередкое. К примеру, недавно были иорданцы. Дело в том, что некоторые страны возводят атомные электростанции по технологиям Ростовской АЭС, с ними подписан контракт на проект и на поставку оборудования для оснащения станций. Так что приезжают и сами атомщики, и журналисты - чтобы убедиться в качестве поставляемой продукции.

- Данный энергоблок спроектирован и строится с учетом всех аварий, произошедших на атомных электростанциях в последние пятьдесят лет, - рассказывает Александр. - В ноябре здесь состоится физический пуск - загрузка ядерного топлива в реактор, а уже в декабре четвертый энергоблок Ростовской АЭС должен выдать в энергосеть страны первые киловатты электроэнергии.

Комментировать
  • Комментариев не оставлено. Вы можете быть первым
Яндекс.Метрика