События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

Палка с гвоздями или личный пример?

Как приучить велосипедистов соблюдать правила дорожного движения

 

          Антон Дровосеков – один из тех глазовчан, кто предпочитает передвигаться на велосипеде. Для таких поклонников езды на двух колесах наша газета провела велодиктант. Антона и других велосипедистов мы попросили отевтить на вопрс: что нужно сделать , чтобы люди соблюдали правила дорожного движения?

- Помню, что на изучение ПДД в части велосипедистов меня сподвиг один инспектор много лет назад, - рассказывает Антон. - Просто остановили за переезд по зебре, немного пошутили, поугрожали повредить имущество, но в результате отпустили - и даже без штрафа.

        Общение было неприятным, после этого я некоторое время тупо выполнял ПДД, пока не понял, что (как всегда) тупым исполнением правил врежу в основном только себе. И теперь я правила знаю, но соблюдаю сообразно ситуации.

- А как других велосипедистов сподвигнуть знать и выполнять правила дорожного движения?

- Пока их не начнут бить палкой с гвоздями на конце — никак. Что вы, в самом деле, как будто не среди людей живёте!

- Вы не слишком категоричны?

- Вовсе нет. Смотрите: автомобилисты через одного формально нарушители, а они управляют средством повышенной опасности и могут одним движением руля убить небольшую толпу людей. Велосипедисты менее травматичны для общества, больше для самих себя, конечно - поэтому ответственности ещё меньше.

- Что же делать с ними?

- На вопрос, что нужно сделать, чтобы принудить человека к определённому поведению, как обычно, есть два варианта ответа: наказание/поощрение и личный пример. Мне кажется, ни один из вариантов для здравомыслящего человека особо не нужен, а для нездравомыслящего они тем более не сработают – разве что кроме палки с гвоздями.

- Расскажите тогда, что вы с женой делаете, мы же знаем, что вы оба – страстные любители велосипедов.

- Мы в семье стараемся детям (пока они дети) объяснять правила дорожного движения в части велосипеда, но при этом, естественно, держим в уме их нелогичность. Нет смысла говорить, что нельзя переезжать пешеходный переход на велосипеде, если мы только что ехали среди толпы людей по тротуару, и сейчас вместе с этой же толпой пересекаем перекрёсток в пешеходный цикл работы светофоров. Нет смысла съезжать на обочину или так называемый тротуар с рытвинами, если есть нормальная ровная дорога в полуметре от тебя, где ты при этом хорошо виден и абсолютно предсказуем в своём движении.

Точно так же я в последнее время на проезжей части почти всегда пересекаю перекрёстки на красный для меня свет в пешеходный. Просто надо понимать (и этому учат в автошколе), что перекрёсток — самый опасный участок дороги, на нём всегда повышенная концентрация аварий. Моё дело уйти с перекрёстка, пока стоят машины, и, даже если я нарушу правила, но при этом выживу (возможно, даже не узнав об этом) — это однозначно хорошо как для меня, так и для потенциального моего убийцы.

Расскажите мне теперь, почему я должен соблюдать конкретные пункты ПДД, ухудшая свои шансы на возвращение домой к любящей меня семье? И как вы сможете простимулировать меня к выполнению этих правил (держим в уме палку с гвоздями)? То-то и оно.

К сожалению, на наших дорогах совсем немного людей, включающих голову при езде на велосипеде

- Да, я часто вижу подростков и пенсионеров, которые ездят как попало на дорогах. Это иногда просто гимн их безумию, не иначе. И тут речь даже не про ПДД, а просто про житейский, бытовой разум. Первое время я что-то кричал им, пытался объяснять, теперь же не знаю, есть ли какой-то смысл вообще. Ну представьте, подъезжает какой-то незнакомый человек и начинает учить, как правильно (что?) ездить на велосипеде (снова- что?), и я их прекрасно понимаю в этом плане.

        Когда катаешься за городом, всё хорошо и замечательно. При въезде в город, из всех звуков у меня из горла выходят иногда сплошь нецензурные слова, и по приезду домой я стараюсь забыть то, что видел. Молюсь только, чтобы такие люди пореже попадались мне, когда я веду машину. Я видел этих зверей в естественной среде обитания и я знаю, на что они способны. Моя машина должна объезжать их как минимум за десять метров бокового интервала, жаль, что ширина дорог такое не позволяет. Дикий стресс, ужасный просто.

Хорошо бы в этом случае, кстати, помог патруль ГИБДД. Вот как в случае с пьяными водителями, когда можно позвонить, и они поедут ловить будущего убийцу. Вот иногда я бы не отказался от такой опции, совершенно точно. Не ловить-наказывать, а проводить профилактические беседы (ведь именно в этом заключается настоящая работа ГИБДД). При этом я сам себе вырыл бы яму, потому что с точки зрения ПДД я не особо сильно отличаюсь от остальных нарушителей.

- Что вы думаете в велодиктанте, который в содружестве с ГИБДД провела наша газета?

- Нельзя соблюдать правила, о которых не имеешь ни малейшего понятия. Нужно обучать, но в каком виде? Точно не в виде листовок, диктантов и прочего отжившего своё.

- А что другое?

- Игры компьютерные, тесты в соцсетях. Всё должно быть очень доступно, на расстоянии смартфона, образно говоря. Статьи в тех же соцсетях упаси вас Бог писать журналистским языком. Писать нужно примерно так: "Вот Вася переходит многополоску по зебре, а Слава поворачивает налево прямо через две полосы попутного движения. Смотрите-ка, а вы знали, что длина кишок Славы около четырёх метров? Подписывайтесь, и вы узнаете ещё много разных интересных фактов из жизни велосипедистов!".

- Загнули вы, однако!

- Не забывайте про уровень аудитории, к которой обращаетесь: подростки, родители с детьми (давайте уже спишем пенсионеров, им уже не помочь). Ну какой диктант, одним в школе всего этого хватает, другие выползти не могут из дома на такие мероприятия. Правда ведь, на диктант пришли инициативные, которые в любом случае не творят что попало на дорогах? Какой был полезный выхлоп от диктанта? Кто ушёл из аудитории просветлённым?

         Антон, возможно, прав, но велодиктант был полезен, по крайней мере, так говорили его участники. Мы провели среди них письменный опрос на тему «Что сделать, чтобы велосипедисты соблюдали правила дорожного движения?». Общих вариантов ответа было два: сделать велодорожек побольше в городе и продавать велосипеды в магазине только после того, как покупатель ответит на вопросы теста на знание ПДД. Ситуацию с велодорожками, вернее, с планами по их обустройству объяснил главный архитектор города Александр Суслопаров. Ждать, что они появятся вмиг повсеместно, исходя из слов Александра Андреевича, не приходится. Но и говорить, что ничего не делается в этом направлении, тоже не правильно.

Существует проект «ВелоГлазов». Это часть большого замысла «Виртуальный город Глазов», который будет реализовываться в несколько подходов.

- Обустройство велодорожек в нашем городе будет разбито на несколько очередей, - объясняет Александр Андреевич. – В первую очередь велодорожки появятся на территории Горсада, где сейчас идет строительство по второй очереди.  Затем мы определим два-три маршрута в городе, где уже на сегодняшний момент возможно часть дорожного полотна отделить в формате разметки для велодорожек. В идеале это должно быть сделано уже в следующем году. Плотность сети большая и проложить новые дорожки по новым направлением довольно затруднительно, однако мы будем работать в данном направлении.

       Можно ли покупателей велосипедов прямо в магазине тестировать по правилам дорожного движения? К этой идее в магазине «Технотоп», у которого самый большой в городе выбор велосипедов, отнеслись очень скептически.

Причин несколько:

1. В сезон поток покупателей настолько велик, что на всякие тесты просто не хватит времени.

2. Красочную памятку с правилами дорожного движения человек получает вместе с новым велосипедам. По крайней мере, пермские производители такую памятку кладут.

- Вопрос только в том, читают ли люди эту памятку, - говорит Илья Ледянкин, представитель администрации магазина «Технотоп». – Никакие тесты, никакие Велодиктанты, никакие памятки не помогут, если в семье изначально нет воспитания. Начинать учить правилам нужно с пешеходов. И с личного примера надо начинать: если мама на велосипеде ездит как душе угодно, то и ребенок будет кататься точно также.

            Во времена далекого СССР велосипед был не только приравнен к общему транспорту, но и зарегистрирован номерным знаком. Небольшая металлическая пластина содержала четыре или пять цифр и срок действия. После приобретения она прикреплялась к транспортному средству. Владельцу выдавалось на руки специальное удостоверение на право управления велосипедом.

        Я бы не возражала, если бы велосипедные права, канувшие в Лету, вернулись бы к нам в 21-й век. Считаю, что заставить соблюдать правила можно, только назанчив большие штрафы. Правда, и в этом случае нужно, чтобы сначала что – то менялось у люде в сознании. Чтобы инстинкт самосохранения перебил все прочие помыслы и желания.

Автор - Марина Дементьева

фото автора

Комментировать
  • Комментариев не оставлено. Вы можете быть первым
Яндекс.Метрика